ТО не у официального дилера: сохраняется ли гарантия на машину?

Можно ли делать ТО не у официального дилера?

Прохождение планового техобслуживания может вызвать ряд вопросов и сомнений у автовладельца, важнейший из которых – обязательно ли проходить ТО в салоне официального дилера? Это обычно связано с более высокой стоимостью услуг официалов или нежеланием ехать на другой конец города из-за планового осмотра.

Так, многие автомобилисты ошибочно уверены, что ремонт или ТО, пройденные в автосервисе, не являющемся официальным дилером покупателя, аннулируют гарантию.

Нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), являются Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ) и федеральный закон  РФ от 07.02.1992  № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП).

Согласно ЗоЗПП  в договор, заключаемый между продавцом и потребителем, не могут включаться условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с тем, как они изложены в законах и иных правовых актах в области защиты прав потребителей, в том числе в правилах об оказании определенных услуг (здесь речь идет именно о возможности прохождения технического обслуживания в любом автосервисе по усмотрению автовладельца). Такие условия недействительны (п. 1 ст. 16 ЗоЗПП). Это означает, что договор должен исполняться, но без этих условий, если можно предположить, что он был бы заключен и без них (ст. 180 ГК РФ). Кроме того, включение таких условий в договор, для продавца влечет возможность наложения административного штрафа  (ч. 2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушений РФ).

Ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом попытки дилера ограничить собственника автомобиля в выборе автосервиса для проведения  планового ТО  являются незаконными.

Под техническим обслуживанием автомобиля понимается комплекс технологических операций и организационных действий, обеспечивающих работоспособность и/или исправность автомобиля при его использовании по назначению, т е мероприятия по поддержанию автомобиля в технически исправном состоянии с целью функционирования его полной работоспособности.

При этом необходимо понимать, что в соответствии с ЗоЗПП гарантийным случаем считается выявление в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, в течение гарантийного срока на товар, иными словами, это выявленные в процессе эксплуатации скрытые производственные дефекты: заводской брак или инженерно-конструкторской просчет.

Согласно ЗоЗПП в период действия гарантийного срока на автомобиль бремя доказывания причины появления недостатка лежит на продавце (уполномоченной организации). Завод-изготовитель (дилерский автосервис) обязан их устранить бесплатно, по гарантии, без каких-либо условий.

Поэтому, при обнаружении поломки, Вам следует обратиться в салон с письменной претензией, руководствуясь ст. 18 ЗоЗПП, согласно которой Вы, являясь потребителем, вправе требовать в том числе безвозмездного устранения недостатка, возникшего в период гарантийного срока, если только продавец не докажет, что неисправность возникла не по вине производителя. (положительная судебная практика, подтверждающая законность проведения автовладельцем ТО не у официального дилера с последующим обращением к дилеру в гарантийном случае отражена, например,  в решениях № 2-5840/2015 от 03.11.2015  Волжского городского суда Волгоградской области, № 2-82/13 от 27.03.2013 Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга).

Поделиться:

Бесплатная диагностика автомобиля

Бесплатная диагностика автомобиля

За 15 минут на профессиональном оборудовании
IS Techstream TOYOTA

Бесплатная консультация +7 (926) 844-85-45