Надежна и безопасна ли информация от автомобильных компаний и производителей моторных масел касаемо их применения? Понятна ли она дилеру, механику, владельцу авто? Стоит ли слепо следовать ей и думать, что вы не рискуете привести в негодность какую-либо деталь своего автомобиля? Насколько просто и понятно изложены рекомендации, инструкции, спецификации, допуски? Разберемся с ответами на все эти вопросы.
О классификации масел
Когда-то давно у масел была лишь одна классификация — API. Аббревиатура расшифровывается как American Petroleum Institute, а переводится как «Американский институт нефти».
С API все было предельно понятно и просто. Так, для мотора с годом выпуска до 2002 года подходило масло API SJ. Но его также можно было смело использовать для ДВС бензинового типа и года выпуска раньше 97-го (или даже на более ранних моделях).
Разрабатывались новые двигатели внутреннего сгорания, и по мере того, как они модернизировались и улучшались, постепенно возникали новые категории — SL, SM, SN. Здесь также все предельно просто — чем «старше» по алфавиту буква, которая находится после S, тем более современное перед вами масло.
Примечательно, что с такой разбивкой на категории у автовладельцев практически не возникали вопросы по типу «куда и что заливать».
Но затем появилась более новая классификация АСЕА. Стоит отметить, что, если говорить правильно, то она не появилась, а «громко заявила о себе». Расшифровывается она как Association des Constructeurs Europeen des Automobiles (французский), а переводится как «Ассоциация европейских производителей автомобилей».
До сих пор ходит множество споров и слухов касаемо того, почему стали использовать именно классификацию АСЕА. Ведь, если подумать логически, то не существует никаких серьезных отличий между ДВС Америки и Европы, да и живем мы в эпоху глобализации и объединений разработок различных концернов по всему миру.
Можно подумать, что европейцы просто захотели войти в рынок масел и предприняли для этого «продуманный шаг» — разработали свою классификацию «на зло» США. Как повлияло такое решение на обычного автовладельца-потребителя? Стали ли ему легче от новой классификации? Отнюдь!
Так, с API мог быстро и просто разобраться даже самый несведущий человек, а АСЕА стала чем-то вроде «темного леса даже для светлого ума». Чтобы убедиться в этом, просто взгляните на таблицу ниже:
Категория | Описание |
А1 и В1 | Применяется в бензиновых/дизельных ДВС на легких машинах. Разрешено для применения в авто, для которого предусмотрены масла с функцией снижения трение. Вязкие на высоких температурах и отличаются скоростью сдвига от 2,9 до 3,5 мПА*с.
Маслосмазочные продукты этого типа подходят для применения в некоторых ДВС. Для уточнения информации необходимо ознакомиться с инструкций по эксплуатации авто и справочными данными. |
А3 и В3 | Отличаются стойкостью к деструкции из-за негативного механического влияния, имеют хорошие эксплуатационные характеристики, рекомендованы для высокофорсированных ДВС на легких автомобилях. |
А3 и В4 | Отличаются стойкостью к деструкции, хорошими характеристиками, могут применяться как в дизельных, так и в бензиновых высокофорсированных моторах с системой впрыска топлива непосредственного типа. |
А5 и В5 | Стойкие к деструкции, подходят для применения с длинными интервалами замены.
Рекомендованы для высокофорсированных ДВС, в которых можно использовать масла, снижающие трение и отличающиеся масловязкостью при повышении температуры, а также имеющие высокую скорость сдвига от 2,9 до 3,5 мПа*с. Такие масла не могут применяться в качестве смазки определенных двигателей внутреннего сгорания. Нужно изучать информацию из справочников. |
Теперь ответьте на следующие вопросы:
- Для каких именно моторов подходят масласмазочные материалы А1, А3 и А5?
- В чем конкретно заключаются отличия масел А3 и А5?
- Чем вышеописанная информация поможет автомеханику?
Постарайтесь ответить как можно проще, чтобы было понятно обычному среднестатистическому автовладельцу. Не вышло? Давайте взглянем на ситуацию со стороны «технаря», у которого нет степени доктора наук в химии:
- Подойдет ли масло А1 для мотора Audi? Вроде да.
- Можно ли использовать А3 вместо А1? По идее да, ведь «прямых противопоказаний» нет.
- Какое конкретно масло применять в Hyundai Getz — А1 или А5? Да вроде и то, и то сгодится.
Так что же именно заливать? Непонятно. Что было на уме у тех, кто писал описания выше? Тоже непонятно. Да и, вообще, в чем же отличия всех этих категорий? Ответ вы уже знаете…
Кроме того, что в описаниях категорий АСЕА многое не понятно, нужно помнить еще и про то, что согласно этой классификации многие масла имеют увеличенные интервалы замены, то есть разные сроки эксплуатации. Исходя из этого возникает еще один вопрос — как согласовать эту информацию с тем, что прописано в сроках гарантийного техобслуживания?
О допусках производителей
Совпадение весьма странное, но вместе с АСЕСА появились так называемые допуски производителей. Простыми словами — спецификации масел, которые были составлены автопроизводителями. То есть, для конкретной марки начали выпускаться масла с соответствующими наклейками. Если допуска автоконцерна на определенном масле нет, он не будет нести ответственность за его применение.
Такой подход должен был облегчить муки, которые автовладельцы испытывали в процессе выбора масла. Но получилось все невероятно сложно. Ко всему этому можно применить поговорку «Пусти козла в дом, а потом, когда жить станет плохо, выгони его». «Козлом» в этой ситуации стала АСЕА со своими «ребусами», а «домом без козла» — понятные и простые допуски.
Что представляет собой допуск производителя? Для лучшего понимания запомним следующее:
- Встретились две компании — маслопроизводитель и автопроизводитель.
- У маслопроизводителя в наличии имеется множество продуктов (масел), конкуренция невероятная, оптовые компании эту продукцию не покупают, как быть в такой ситуации — не понятно.
- Автопроизводитель предлагает маслопроизводителю официально допускать применение его масел на конкретных авто взамен на определенную доплату.
- Маслопроизводитель соглашается.
Разумеется, в рамках всего описанного выше процесса маслопроизводитель и автопроизводитель решают провести «тесты». Ведь как же без них? А после этих тестов можно было смело писать на упаковке: «масло прошло все необходимые проверки на этой марке авто, имеет спецификацию Х», и покупателю становилось намного спокойнее.
Возможно, все было совсем не так, но, скорее всего, предположение выше максимально приближено к правде. Факт так и остался фактом — хорошие качественные масла от топовых производителей «обзавелись» наклейками, на которых появились допуски от автомобильных концернов. Как результат — автовладельцы стали приобретать те масла, которые имеют допуски.
В итоге наиболее крупные и богатые маслопроизводители начали активно «клеить допуски», а компании поскромнее — всего 1-2 допуска, ведь на большее их число просто не хватало денег. Самое печальное, что они производили вполне достойные продукты. Все это смело можно называть коррупцией.
Но самое интересное впереди. Появились допуски, но АСЕА не перестала существовать, ведь ее «историческое предназначение» было выполнено далеко не до конца. В качестве примера рассмотрим следующее:
- Есть известный маслопроизводитель, который активно занимается раскруткой своей продукции. В рекламе и на маслах у него написано АСЕА А1/В1. Чуть ниже — информация о том, что масло имеет допуски таких-то автомобильных концернов. Еще ниже — фраза «соответствует требованиям, предъявляемым к тестам АСЕА А5/В5».
- Возникают вопросы: Что означает «соответствует требованиям»? То есть масло А1/В1 такое же по характеристикам, как и А5/В5? Или оно прошло только определенную часть тестов? А если и прошло, тогда почему не указать только А5/В5? А если прошло не все, для чего вообще указывать А5/В5? Вы нигде не найдете ответов.
Чтобы попытаться хоть как-то разобраться, вернемся к рекомендациям АСЕА. Если читать между строк и довериться интуиции, а также опираться на свой богатый опыт, то можно выдвинуть предположение, что масла А1 для бензиновых ДВС подходят для легких машин. А5 — более мощным многоцилиндровым двигателям с большим объемом. Если у А5 нет никакой категории, то стоит хорошо подумать перед тем, как его заливать.
Разумеется, на маслосмазочных материалах не должно быть туманных заявлений по типу «соответствует тестам». Ведь масло или успешно прошло тестирование или нет. Но, к сожалению, покупатель не будет так дотошно изучать информацию о масле. Он просто прочитает, что написано на наклейке и может подумать, что держит в руках масло АСЕА А5/В5. А затем прочитает о допуске и… все сомнения развеются!
Что дальше:
- Автовладелец зальет масло. Начнутся серьезные проблемы. Американский дорогостоящий мощный мотор сломается. Будет назначена автомобильная экспертиза.
- В процессе этой экспертизы ДВС будет вскрыт, а мастера увидят примерно такую картину — нагар, полностью закрывающий канавки, поршень, кольца. Все это станет буквально спекшимся монолитом.
- Начнется исследование причин поломки. Мастера начнут думать, что может влиять на образование нагара? Испаряемость, температура вспышки, присутствие моющих присадок в масле и т.д.
- Затем начнутся изучения масла. Но что там изучать, если всей вышеописанной информации на этикетке просто нет?
При всем этом выше идет речь про наиболее известные масла. Ведь у их более «дешевых» коллег все намного информативнее — на наклейках есть данные об испаряемости, вспышках и т.д. Причем никто ничего не скрывает.
Современная реальность с примерами
Чтобы лучше осознать все, что описано выше, стоит изучить статистику поломок. Еще один пример — сломался 5-литровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью 500 л.с. Эксперты на дилерском уровне разобрали его, после чего порекомендовали:
- как можно скорее утилизировать емкость с маслом;
- уволить кладовщика;
- как можно скорее найти маслу замену, так как авто с этим ДВС все чаще начнут попадать на экспертизу;
- заменить масло на всех ДВС в машинах, которым в теории «могло достаться…».
Что сделал дилер? Проигнорировал все эти советы и попросту отказался их выполнять. Аргументировал все примерно так: «Наш импортер сказал, что нужно лить именно это масло, и мы будем продолжать его лить».
Предположим, время шло, и «умерло» еще несколько десятков моторов на таких же авто. Каждый по цене — порядка 100 000 долларов. Убытки просто невероятные. Причем у всех ДВС одинаковые «симптомы» — нагар на кольцах и клапанах.
«А вдруг виновато не масло» — подумают эксперты. Версию с плохим топливом отбросят сразу, ведь все автомобили из разных уголков страны, и вероятность, что они заправлялись на одной и той же АЗС, сводится к нулю. «Тогда 100% масло». Версии три:
- Масло изначально имело низкое качество.
- Масло было подменено.
- В масло были добавлены посторонние присадки.
Все варианты были рассмотрены, изучены, и обнаружилось следующее:
- Да, в действительности в нескольких маслах есть признаки, что их пытались «улучшить». Но ведь повреждения на всех ДВС были одинаковыми, да и автохимики подтвердили, что присадки попросту не могли привести к образованию нагара. Первый вариант отпадает.
- Отобранные образцы масла изучили (причем как того, что в машине, так и свежего из бутылки), после чего было определено, что перед экспертами один и тот же продукт. Тот, который полностью «соответствует требованиям АСЕА А5/В5». Второй вариант также отброшен.
При этом конструкция изучаемого двигателя внутреннего сгорания очень продуманная и надежная. Многие авто с таким мотором ездят по разным странам долгие годы без каких-либо проблем. Неполадки в технологиях также исключены. Вывод: «Наверняка в одних местах в машину заливают реальное масло А5, а в других— только «соответствующее» А5», пусть даже оно имеет допуск от автоконцерна.
То есть потребитель должен понять, что допуск — не более, чем лукавство. Ведь коррупция, к великому сожалению, распространена не только в РФ, но и в других странах. И те производители масла, которые имеют деньги, оказываются в принципиально других условиях, нежели маслопроизводители, у которых денег мало. И пусть автоконцерны выдают допуски бесплатно.
Тут возникнет возражение, что тесты — дело дорогостоящее, так как необходимо использовать мощности автоконцерна: стенды, компьютерное оборудование, лаборатории, сотрудников нанимать (механиков, химиков и прочих экспертов в белых халатах).
Но рынок самостоятельно бы компенсировал издержки — с помощью роста продаж на «масло с допуском». Маслопроизводители имели бы реально здоровую и справедливую конкуренцию друг с другом, которая не зависит от того, «у кого кошелек шире». Ведь в общей сложности базовых масел и основных присадок не так уж и много. Но это уже другая история.
Выводы
Подытожим — допуск в его сегодняшнем статусе абсолютно никак не относится к реальной технике. Дилеры должны советовать держать на складах не только масла, которые рекомендует импортер, а и запасные — те, которые не имеют допусков, но:
- проверенные;
- надежные;
- качественные;
- рекомендуемые ремонтниками.
К слову, моторы, которые мы описывали выше, действительно «сдохли». Выход для автовладельцев — только их полная замена в сборе.